Новости компании

В России проходит сертификацию новый самолет из полимеров Т-500 14.07.2017

В России проходит сертификацию новый самолет из полимеров Т-500

Полимерные композиты и пластик стали материалом для создания нового самолета, производство которого начато на предприятии РТ-Химкомпозит в Татарстане. Программа разработки и производства новой машины - часть более масштабного проекта, который предусматривает создание полевых авиационных комплексов для сельского хозяйства. Самолет типа Т-500 входит в состав таких комплексов как средство для доставки и распределения химических веществ с воздуха. В России таким образом будет восстанавливаться система управления сельхозавиацией, которая успешно функционировала в СССР. В свое время главной машиной для работы над полями был самолет АН-2, получивший за свою деятельность прозвище “кукурузник”. 

Пилотный проект предусматривает создание нескольких комплексов, в состав которых будет включено навигационное оборудование, средства доставки химикатов на аэродромы и самолет из композитов, рассчитанный на опыление различных площадей. Машина была представлена на авиасалоне МАКС-2017.

Разработчики прототипа и первой модели Т-500 оценили возможности композитов и те технологические преимущества, что дает экструзия полимеров при изготовлении отдельных частей планера самолета и несущих конструкций фюзеляжа. Комплекс “ПАК-СХ” проходит сертификацию как набор изделий для сельского хозяйства и отдельно - как авиационное изделие из полимерных композитов. После получения сертификата типа воздушного судна и сертификата летной годности машины сможет выйти на рынок, где ее уже ждут - проект заинтересовал представителей Венесуэлы, Португалии, Алжира.

Разработка самолетов из композитов прошла качественных скачок после появления материалов, из которых можно собрать не только отдельные части машины, но и силовую конструкцию. Это наглядно продемонстрировал первый полет МС-21 - планер, крыло и почти 80 % силового набора нового российского самолета средней дальности для гражданской авиации сделаны из полимеров. Впервые композиты были использованы в конструкции А-380 и “Боинг-777”, но разработчики не пошли на полное замещение металла в силовом наборе.

При изготовлении деталей нового с/х самолета Т-500 используется технология горячего формования и экструзии полимеров, что дает возможность получать готовые к сборке детали высокой прочности, практически не требующие дорогостоящей доработки. Вес планера снижается на треть в сравнении с моделями, где для силового набора традиционно используется алюминий и сплав с включением титана. Снижение веса планера и использование современного оборудования дают возможность применять самолет Т-500 для работ по ликвидации разливов нефтепродуктов путем точечного направления химикатов на определенные области пятна.

Единственным ограничением на сегодняшний день остается невозможность полностью заменить титановые детали в каркасе фюзеляжа, особенно в его хвостовой части, когда речь идет о крупных самолетах массой выше 50 тонн. После преодоления этого технологического и конструктивного барьера авиация может выйти на качественно новый путь развития средних и длинных перевозок.

Возврат к списку